Мы хотим рассказать вам о кинематографии, о картинах семьи, мужчин, женщин и детей, изображаемых в кинофильмах.
Вы задумывались ли до сих пор над темой, что привлекает вас в фильме?
Знаете ли, почему вам может надоесть фильм, который выглядит так скучно,
непривлекательно и нереалистично? Во время просмотра кинокартины до
какой степени вы подпадаете под влияние сюжета фильма и персонажей, или
берете с них пример?
Как известно, труды большинства великих кинематографистов мира
подобно зеркалу отражают идеологические, политические и социальные идеи
их авторов, которые с целью довести свое послание до зрителя,
используют разнообразные, порой весьма привлекательные и эффективные
информационно-изобразительные средства.
Может быть, в первые десятилетия после появления кино считалось, что у
кинофильмов есть структура, соответствующая умственной структуре
большинства людей, и адресату для понимания фильма не нужно особенно
разбираться в других сферах знания. А в современном мире, когда
изображение и кино рассматривается во всем мире как главное средство
массовой информации, нельзя судить о произведениях киноискусства по
внешним признакам или рейтингу фильма. В современное время, подобно тому
как в последние годы 19 в., мир уже не интересуется просто движущеймся
картинкой. Приоритеты современного мира составляют преобразование идей и
создание новой веры в народных массах, средством реализации которой
служат СМИ, в частности киноиндустрия и кинофильмы.
Киноискусство с момента своего появления до сих пор использовало для
создания фильмов разные темы, выражаемые в повествовательных и
документальных формах, но язык кинофильмов с каждым днем все больше
осложнялся. Впрочем, в течение ста лет тему многих произведений
киноискусства по всему миру составляло понятие семьи и семейных
ценностей. Семья представляет собой самую старую форму совместной жизни,
основную ячейку общества.
Обзор семейных ценностей глазами кино с самого начала привлекал к
себе внимание мыслителей и кинематографистов как чересчур важный вопрос.
Беглый обзор созданных на семейные темы произведений и обсуждение
вопроса семьи само по себе свидетельствует о том, что угол зрения
Запада, и в частности Голливуда, существенно отличается от взглядов
восточных кинорежиссеров. Приверженность к общественным традициям и
соблюдение святого статуса семьи в таких странах, как Индия, Япония и
Иран, способствовала тому, что местный кинематограф с уважением и
доброжелательностью смотрит на семью и семейные отношения. Такие
кинорежиссеры, как Сатьяджит Рай из Индии, Акира Куросова и Кендзи
Мидзогучи из Японии входят в число восточных кинорежиссеров, которые
придают семье и ее прочному началу наивысшее значение.
На Западе, наоборот, практикуется совершенно иной подход к понятию
"семья". Ряд кинематографистов представлял семью как ведущий
общественный орган, обеспечивающий возможность индивидуального развития
человека. Впрочем, были и многие кинематографисты, которые не только
рисовали искаженный, аморальный облик семьи, но и расценивали ее как
преграду на пути развития личной свободы. К великому сожалению, такой
неправильный подход к функции семьи нашел широкое распространение в
фильмах.
В продолжение передачи приведем примеры таких произведений
киноискусства и разъясним причины создания таких фильмов Голливудом в
последние годы.
Историки и социологи единодушно убеждены в том, что семья как
старейший орган общества сформировалась на основе естественных,
эмоциональных и общественных потребностей человека. Всевышний Господь
сотворил человека и человеческий организм таким образом, чтобы наряду с
физическими и эмоциональными способностями, в нем постоянно существовала
потребность жить в обществе.
История повествует о том, как кочевая семья стала цивилизованной, и
традиционную семью заменило ядро семьи. Однако изменения и
преобразования, происшедшие в сфере семьи в конце двадцатого века,
носили весьма обширный размах, но с иной точки зрения угрожали семейным
основам. Агитация безудержной свободы на Западе нарушила принципы семьи и
предначертала западной семье мрачную перспективу. Распространение
экстремистского течения под названием феминизм, культуры семьи с одним
родителем и внебрачных детей на Западе подобно стихийному бедствию
угрожает основам семейного очага. Также, признание бракосочетания
гомосексуалистов и создание ими семьи существенно преобразило понятие
«семья» на Западе. Среди других факторов, непосредственно вызвавших
дестабилизацию семьи на Западе, можно выделить и финансовые факторы,
контроль рождаемости и распространение абортов.
Киноискусство как самое важное средство массовой информации в 20 веке
относилось к этим преобразованиям небезразлично, и даже в некоторых
случаях непосредственно влияло на ход этих преобразований. Исследователи
по истории кино считают одной из главных первых продуктов Голливудского
кино кинофильм «Рождение нации», созданный в 1915 г. Дэвидом Гриффитом.
Фильм, изображая события, приведшие к гражданской войне в США,
показывает, что режиссер считает все, что не согласуется с иудаизмом,
противодействующим ему. Выдвинув расистские взгляды и с унижением
относясь к чернокожим и иноверцам, Гриффит формально защищает статус
семьи, но во всем фильме внушает глубокую злобу к иноверцам. Кинофильм
«Рождение нации» оказал огромное воздействие на американцев.
Социологические исследования показывают, что этот фильм имел наиболее
долговечное воздействие на еврейское молодое поколение, вызвав у них
пессимистическое отношение к взрослым, чернокожим и даже законным
семейным сношениям.
Голливуд во втором десятилетии XX века подвергся большому влиянию
политических и экономических условий современного общества. Итоги
переписи показывали, что численность городского населения превзошла
численность сельского населения, а рекламы и обман общественного мнения
достигли своего апогея. Фредерик Льюис Аллен в издании "Еще вчера" (Only
yesterday) писал: «Революционизм был сведен на нет не цветными
листовками. СМИ преобразили американский образ жизни не политическим
обманом и финансовым вымогательством, а в форме цирка из трех элементов:
спорта, преступности и секса».
Голливуд не только не выступал против такой идеи, но и внедрял ее. В
кино начали агитировать безупречный образ жизни и отдаление от семьи
ради славы и богатства. Разрушение церкви и гибель матери под
развалинами церкви, смерть ребенка от болезни стали вечными картинами
киноискусства, изображенными в фильме «Десять заповедей», созданный
Сесилем Демиллем. Этот фильм пытался собственными средствами религии
разрушить культуру преданности семье и моральным принципам и убедить
зрителя в неизбежной гибели семейных ценностей.
Перемены в области обсуждения семейных вопросов начались в этот же
период и нашли самое наглядное выражение в кинофильме «Три эпохи»,
созданный в 1923 г. Бастером Китоном. Китон явно шутит с западным
понятием "семья", что впоследствии стало основой семейных тем в
Голливудских кинофильмах. В двух эпизодах фильма он предвидел изменение
понятия «бракосочетани». В частности, он изображает героев древней эпохи
с многочисленным потомством, о котором они заботятся. В другом эпизоде
он изображает картины XX в., когда супруги избегают беременности и
заботятся о домашних собаках.
Фильм не только отражает взгляд этого кинематографиста на понятие
«семья», но и свидетельствует о его озабоченности в связи с ослаблением
подлинной роли семьи на Западе.
Дорогие друзья, эту тему мы постараемся продолжить в следующих частях данного радиоочерка. До встречи на следующей неделе!