1. Послание ислама стоит на двух прочных основах или фундаментах, до самого Судного Дня.
Первая
из этих основ — Коран: священная книга, ниспосланная великим Аллахом
пророку Мухаммеду (да благословит его Аллах и приветствует) на арабском
языке, чтение которого является поклонением, чудеса которого
выявляются даже в самой короткой суре (главе), дошедший до нас
последовательной передачей от поколения к поколению. ( Прим. в арабском
языке этот вид передачи называется — мутаватир, что означает передача
текста Корана или сунны от группы передатчиков, которые не могут
сойтись во лжи, другой такой же группе).
Это книга, в которой сказано о пророке Мухаммеде (да благословит его Аллах и приветствует) и его миссии:
«Которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать
и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе)
и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит
им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным
скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него,
станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным
вместе с ним светом, непременно преуспеют». (Преграды, 157)
Это книга, которая по милости и защите Аллаха сохранилась в своем
первозданном виде, не подвергаясь искажению и изменению. Ее перевод
на любой другой язык, есть ни что иное, как перевод смысла, который
вывел переводчик с Корана, и он не называется Кораном, каким
бы правильным он ни был.
Вторая основа — сунна пророка (да благословит его Аллах
и приветствует), которая, наряду с Кораном, является неотделимой частью
исламского вероубеждения. Достоверная сунна (второй источник
в исламском законодательстве) представляет собой действия, слова
и одобрения пророка (да благословит его Аллах и приветствует). На ее
законодательную силу указывают аяты Корана, например: «Кто покорился
Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь
Мы не отправили тебя их хранителем». (Женщины.80) и «… Берите же то,
что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь
Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Собрание.7)
2. Здравый ум и благоразумность
Ислам освободил
разум человека от пережитков подражания и традиций, повелев
ему обратить взор на окружающий мир, на то, как Аллах обошелся
с народами, жившими до нас, на законы общественного развития. Вместе
с этим, ислам заложил в человеке прочные основы веры, подкрепленные
неоспоримыми доказательствами.
3. Сочетание между духом и материей
Человек
состоит из материи (тела), которое питается той пищей, что Аллах
предопределил ей на земле, в воде и теми созданиями, которые Аллах
подчинил ему. Духовной пищей же для человека является откровение,
ниспосланное Аллахом, правильный путь, указанный Им и все остальное,
чему Аллах приучил человека.
4. Единство и гармония во Вселенной
Считая такое
единство одним из признаков могущества Всевышнего Аллаха. Существует
тесная связь между вселенной и её частицами. Священный Коран описывает
большое количество тел, существующих во Вселенной, подробно излагает
сотворение человека, джиннов, небес и земли. Раскрывает нам сущность
этого и потустороннего миров.
5. Универсальность ислама, способность отвечать повседневным потребностям в жизни человека
Ислам —
религия, пригодная для применения во всех местах и во все времена,
так как исламское законодательство, учитывая интересы человека,
объясняет ему политику международных отношений, ведения войн
и заключения перемирий с одной стороны, а с другой стороны, ислам
в сфере отношений между людьми, посчитал распространение приветствия,
посещение больного и очищение дороги от помех, ветвями
из многочисленных ветвей веры (имана). То есть, ислам затрагивает
как глобальные, так и мелкие вопросы бытия. Можно привести слова
посланника (да благословит его Аллах и приветствует), которые являются
общим символом ислама: «Поистине Аллах предписал милость (по отношении)
ко всему».
От других религий ислам отличается следующими моментами:
1. Религия Аллаха крепко связана с интересами человека.
Там где есть выгода и польза человеку, там и религия Аллаха, так как
дозволенное в исламе обычно связано с приятным и полезным,
а запретное — со скверным и вредным.
2. Устранение затруднений и стремление к облегчению,
которое мы можем заметить во многих текстах религиозного писания.
Поэтому религия предписала облегчение и запретила затруднение.
3. Ислам уделяет большое внимание воплощению основных принципов религии в душе человека, чтобы в конечном итоге его поведение соответствовало принципам веры и отличалось достоинством и благородством цели.
4. В исламе нет монашества, и религия не может
быть монополизирована одним человеком. Наоборот, есть ученые
и правоведы, понимающие религию, обладающие достаточными знаниями
для выведения правовых решений, знающие и трезво оценивающие положение
людей. В Коране говорится: «Верующим не следует выступать в поход всем
вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы
они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним?
Быть может, они будут остерегаться». (Покаяние, 122)
Из книги "Современные фатвы" Джаддуль Хакк Али
подготовил: Магомед Магомедов
выпускник университета Азхар