Пост, или как еще его называют ураза, является
одним из пяти столпов Ислама. Недействительна вера того, кто
отрицает обязательность его соблюдения. Пост (савм) в переводе с
арабского означает «воздержание». А по Шариату – это воздержание от еды,
питья, половых отношений и всего того, что нарушает пост в течение
светового дня.
В хадисе Посланника Аллаха (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что Рамазан является месяцем, в котором Аллах предписал для нас соблюдение поста.
Уместно отметить, что и современная наука однозначно утверждает, что
мусульманский пост полезен для здоровья, он лечит болезни, очищает
организм и выводит шлаки. Ведь не зря Пророк (аляйхи-ссаляту
ва-ссаллям) сказал: «Поститесь – выздоровеете».
В основу данного буклета вошли отрывки из книги «Ихья улюми-д-дин»
имама Абу Хамида аль-Газали, в котором говорится об особенностях и
значении поста.
Посланник Аллаха (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) отмечает, что пост - это половина терпения, а терпение – это половина веры. Всевышний говорит, что «любое доброе дело вознаграждается десятикратно, кроме поста, который принадлежит Ему и за который Он Сам вознаграждает». Для Аллаха пост особенно дорог. Всевышний поведал нам устами Пророка (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям), что
запах, исходящий из уст постящегося, приятней для Него, чем аромат
мускуса. Всевышний также говорит: «Верующий смирил плоть свою ради Меня.
Пост его посвящен Мне, и от Меня за него награда».
В хадисе Посланника Аллаха (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) говорится, что у Рая есть врата, которые называются «Арраян», через них войдут только постящиеся, которые непременно увидят Аллаха в награду за воздержание. Также сказано, что
постящегося ждут две радости: это радость от разговения и радость от
встречи с Аллахом. Видя постящегося и радуясь за Своего раба, Аллах
говорит ангелам: «Таков раб Мой ангелы, ради Меня он не ест и не пьет, и бросил забавы».
Постящемуся воздается сторицей за совершенное им, и он даже не в
состоянии представить себе, какова награда и благодарность ему от
Аллаха.
А что до благости самого поста, то тому есть две причины. Первая
причина – это воздержание. Вторая – пост является деянием, скрытым от
чужих глаз. Совершение любых видов поклонения, кроме поста, заметно, а
пост – внутреннее действие, совершаемое усилием воли.
Результатом поста является победа над врагом человека – шайтаном,
орудие которого – плотские страсти, исходящие от еды и питья. В хадисе
говорится, что шайтан подбирается к сыну Адама через кровеносные пути, и
когда спросили, как же защититься от него, Пророк (аляйхи-ссаляту
ва-ссаллям) ответил, что следует сузить эти пути голодом. Посланник Аллаха (аляйхи-ссаляту ва-ссаллям) также говорил, чтобы почаще стучались во врата Рая, и когда его спросили: «Чем?», он ответил: «Голодом».
Что же есть пост, как не одоление сатаны? Пост является препятствием
для его козней и преградой на его путях. Кто старается взять верх над
врагом Аллаха, тот получит помощь от Самого Аллаха. Начинается это
усердием человека в совершении богоугодных дел, воздаянием за которые
является помощь Аллаха и направление человека по Истинному пути.
Всевышний в Коране говорит, что тех, кто усердствовал в благом, Аллах
поведет по Своему пути, и поистине Аллах не меняет того, что с людьми,
пока они сами не переменят того, что с ними. Так вот, пока на тех
пастбищах, где пасется шайтан, будет полно травы, и пока человек,
проявляя усердие голодом и другими поклонениями, не перекроет сатане
путь к своему сердцу, не откроется ему величие Всевышнего Аллаха. В
хадисе сказано, что сыны Адама давно узрели бы царство небесное, если бы
шайтаны не кружили над их сердцами. Поэтому и стал пост вратами
поклонения Аллаху и спасением. Остановимся на изложении внешних и
внутренних его условий, которые определяются в трех разделах.
Первый раздел касается внешних условий и правил, которых шесть:
1. Установление начала месяца Рамазан.
2. Намерение, которое следует делать для каждой ночи Рамазана.
3. Ничего не принимать вовнутрь с умыслом, помня о посте.
4. Воздержание от соития.
5. Воздержание от испускания семени.
6. Воздержание от намеренного опустошения чрева рвотой.
Второй раздел касается таинства поста и его внутренних условий.
Соблюдающие пост делятся на три категории. К первой категории
относятся те, кто остерегается только действий, прерывающих пост.
Вторая категория - те, кто помимо этого остерегается всего греховного
(удерживает органы от греха). К третьей категории относятся те, кто,
выполнив условия первых двух категорий, отрешился от всего, кроме
Всевышнего Аллаха.
Нам необходимо стараться быть хотя бы в числе тех, кто относится ко второй категории.
Полнота такого поста достигается совершением шести действий.
1. Следует притуплять взгляд, отводить глаза от всего запретного и
от всего того, что отвлекает сердце от поминания Аллаха. В хадисе
сказано, что взгляд – это одна из отравленных стрел сатаны, и тот, кто
опустит глаза свои в страхе перед Аллахом, ощутит в своем сердце
сладость веры. В хадисе также говорится, что строгий пост прерывается
сладострастным взглядом.
2. Следует воздержаться от пустословия, лжи, сплетен, грубости,
брани, лицемерия, а также стараться соблюдать молчание, поминая
Всевышнего.
3. Не следует слушать бранные слова, ибо от скверного языка
происходит осквернение слуха. Слушающего брань Аллах приравнял к тому,
кто ведет бранные речи. В хадисе говорится, что злословящий и слушающий
– соучастники в грехе.
4. Следует оберегать ноги, руки и другие части тела от запретного и сомнительного.
5. Следует не злоупотреблять дозволенным, набивая свой живот. Как мы
знаем, пост – это гибель для шайтана и обуздание человеческих страстей.
Так какую же пользу принесет пост, если при наступлении темноты
восполнять то, что не доел днем, с избытком вкушая различные яства?
Установился даже обычай делать запасы и потреблять в месяце Рамазан
больше, чем в иные месяцы. А ведь известно, что пост требует
умеренности и обуздания страстей, дабы укрепить душу благочестием. Если
же терпеть от рассвета до заката, разжигая желание, а затем
наброситься на изысканные яства и насытиться, то только увеличится плоть
и возрастут вожделения. Дух же и тайна поста заключены в усмирении и
укрощении сил, коими пользуется сатана, устремляя человека к злу. А
усмирения этих сил не добиться ничем кроме как умеренностью, вкушая не
больше того, что обычно вкушаешь вечером.
6. Нужно, чтобы сердце при разговении находилось в трепете между
страхом и надеждой, ибо мы не знаем, принят наш пост Всевышним или нет.
Если принят пост, тогда мы в числе приблизившихся к Аллаху, а если нет,
то тогда –среди отвергнутых. И так надлежит чувствовать себя после
каждого положенного действа.
Третий раздел касается подготовки к посту.
Крайне необходимо, чтобы человек понимал смысл поста,
назначение которого в том, чтобы сделать чистым сердце и устремить
его к Аллаху. Поняв же смысл поста, человек открывает для себя способ
получения духовного очищения.
Хвала Аллаху за все благодеяния Его и за все милости Его.
Да поможет нам Аллах понять Его милость и следовать по Истинному пути, указанному Им! Амин.
|