Права женщин и семьи по исламской декларации о правах человека
На
протяжении истории в разных странах права человека, особенно женщин и
семьи все время сталкивались с многими проблемами. Для соблюдения этих
прав была разработана Всеобщая декларация о правах человека,
утвержденная в ООН в 1948 году в Париже. Декларация впервые признала
права, которые заслуживают все люди в мире. Однако с самого начала
составления этого документа возникли важные споры, которые выявили
существенные различия между ценностями и культурами разных народов. Это
было связано с тем, что в составлении содержания Всеобщей декларации о
правах человека, Запад не учитывал ценности других идеологий и культур,
особенно исламской. Исходя из этого, Организация "Исламская
конференция", которая известна сегодня как Организация исламского
сотрудничества, решила разработать Исламскую декларацию о правах
человека.Иными
словами, в Европе, где не придается особого значения человеку, женщине,
свободе и человеческому достоинству, формулирование прав человека в
рамках всеобщей декларации считается ценным шагом в направлении
восстановления гуманности, но в сравнении с возвышенными учениями
ислама, который 14 столетий назад признал человека существом,
заслуживающим большого уважения, Всеобщая декларация о правах человека
теряет свою значимость, тем более, что она противоречит в ряде случаев
возвышенным ценностям ислама.
Исламская
декларация о правах человека (ИДПЧ) принята 5 августа 1990 года в
Каире. С того времени этот день отмечается в исламских странах как
Всемирный день прав человека и человеческого достоинства. Эта декларация
рассматривается как реакция исламского мира на Всеобщую декларацию о
правах человека.
ИДПЧ
с разных точек зрения касается вопросов женщин и семьи. В 6-й статье
ИДПЧ говорится: "Женщина равноправна с мужчиной в человеческом
достоинстве и наделена как правами, так и обязанностями; она имеет свой
самостоятельный гражданский статус и финансовую независимость, а также
право сохранять свое имя и род".
Принцип
равноправия в человеческом достоинстве, оговоренный в ИДПЧ, является
незыблемыми правом каждого человека в исламском воззрении. Ислам
признает равенство всех людей, считая, что ни один человек не имеет
превосходства над другими по половому, расовому, языковому признаку, по
цвету кожи, национальному и территориальному происхождению. Коран
красивыми выражениями в разных аятах напоминает о равенстве, считая
критерием превосходства одного человека над другим только его
вознаграждение в загробном мире.
По
исламским правам, все люди по правам и обязанностям находятся в равных
условиях. Даже между женщиной и мужчиной по правовым вопросам нет особой
разницы, разве что в некоторых исключительных случаях. Иначе говоря,
равноправие между женщинами и мужчинами с правовой точки зрения является
принципом, а неравноправие – исключением. Такая разница, наблюдающаяся в
таких случаях, как наследство и суждение, основана на логичных, научных
и общественных аргументах. Священный Коран признает в качестве принципа
равенство между женщинами и мужчинами. В этом небесном писании
подчеркивается равноправие между женщинами и мужчинами в человеческом
статусе, совместных правах и обязанностях, человеческих добродетелях,
загробном наказании и вознаграждении, а также в суждении их гуманных
действий.
ИДПЧ
подчеркивает также то, что женщина и мужчина сотворены Всевышним
Аллахом, т.е. источник их сотворения у них един. Хотя на протяжении
истории появились многие направления, которые так не думают, т.е. видят
разницу в сотворении женщин и мужчин, священный Коран считает сотворение
принципом, а сотворенные пола второстепенным вопросом. Так что в части
189-го аята суры "Ограды" мы читаем: "Именно Он сотворил вас из единой
души и из нее же создал супругу, чтобы он (т. е. Адам) находил покой у
нее".
На
пути обретения познаний также нет разницы между женщиной и мужчиной.
Факт подтверждается 35-м аятом суры "Сонмы", где Аллах говорит:
"Воистину, для обратившихся [в ислам], для верующих, послушных, верных
данному слову, терпеливых, смиренных, подающих милостыню, постящихся,
хранящих свое целомудрие и поминающих многократно Аллаха уготовил Он
прощение и великое вознаграждение".
Кроме
того, ислам глубоко уважает женщину. Так что дорогой Пророк ислама
(ДБАР) в хадисе считает критерием проверки достоинства или низменности
мужчины его обращением с женщиной. Это правда, что женщины на Западе
обрели некоторые права, за которые и они дорого заплатили и вынужденно
отказались от некоторых своих женских свойств. Отрицание естественной
разницы между женщинами и мужчинами, а также их общественной роли не
только не в пользу женщин, но и может оборачиваться им во вред. Ислам,
однако, с самого начала появления выдвинул права женщин и обязал мужчин
соблюдать их.
Согласно
ИДПЧ, мужчины обязаны создавать все удобства для жены и детей. В пункте
"Б" 6-й статьи ИДПЧ оговаривается, что "Муж отвечает за достаток и
благополучие семьи". У мужчин и женщин имеются и свои особенности. С
учетом беременности, родов и воспитания детей, женщина сотворена с более
сильными эмоциями, поэтому от нее нельзя ожидать реакции мужчины. Если
кроме воспитания детей, проблем беременности, родов и вскармливания
детей, управления домашним хозяйством, женщинам навязались бы и другие
обязанности в семье, то это непременно было бы несовсем справедливо. В
таком случае, женщины не могли бы выполнять все обязанности как следует.
Исходя из этого, ислам, разделяя обязанности между женщинами и
мужчинами, ожидает от женщин того, что согласовано с ее природой по
физическим и душевным особенностям. Это верно и в отношении мужчин.
Воспитание
нового поколения входит в семейную ответственность. Исламское
государство также обязано создать условия для достойного воспитания
будущего поколения с разных точек зрения. В седьмой статье ИДПЧ
говорится: "С момента рождения каждый ребенок имеет право на получение
от родителей, общества и государства надлежащего ухода, воспитания, а
также материальной, физической и моральной поддержки. Мать и плод должны
быть окружены особой заботой". Кроме того, в декларации подчеркивается,
что "Родители и те, кто находится в аналогичном положении, имеют право
выбирать для своих детей вид образования и по своему желанию, при этом
они должны учитывать интересы и будущее детей в соответствии с
этическими ценностями и принципами шариата. Оба родителя имеют право на
заботу со стороны своих детей, а родственники – со стороны своих близких
в соответствии с предписанием шариата.
В
ИДПЧ придается особое значение бракосочетанию и созданию семьи.
Бракосочетание в логике исламских прав человека существенно отличается
от западного. Разница кроется в целенаправленности и идеальности,
которые делают бракосочетание более прочным. Аяты священного Корана
также агитируя целенаправленное бракосочетание, видят его главную цель в
создании душевного, психологического и физического спокойствия,
создании дружбы и любви между супругами, в то время как бракосочетание
на Западе основано только на удовлетворении половых инстинктов и
наслаждений.
То,
что пропущено во Всеобщей декларации о правах человека, но имеет особое
место в исламской декларации, связано с нравственностью, гуманными,
духовными и идеологическими ценностями. Игнорирование этого вопроса –
важная проблема, с которой сталкивается человечество и от которого
страдают семьи. Когда цель жизни человека заключается в максимальной
свободе и минимальном ограничении, эта цель, естественно противоречит
таким понятиям, как самоотверженность, любовь и верность. Здесь же
возникают много сомнений теряется лидерство мужчины в семье, дружба мужа
с женой и подчинение родителям со стороны детей. Когда все делается
ради личных интересов, естественно, семья приносится в жертву и
равноправие в разрушении семейного очага превращается в идеальное право.
ИДПЧ практикует своеобразный подход к роли женщин в укреплении
семейного очага на основе нравственных и идеологических ценностей. Этот
особый взгляд приносит семье величие и достоинство и признает женщину
"краеугольным камнем каждой семьи".