Учёные-мусульманки сегодня становятся лидерами в своей области знания
Ислам предписывает каждому верующему, будь то мужчина или
женщина, искать знаний и постигать Божественную истину, изучая
окружающий мир. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) советовал
своим последователям искать знаний повсюду. Следуя этому напутствию,
мусульманки уверенно продолжают осваивать сферу науки, и среди
выпускников высших учебных заведений в некоторых из стран исламского
мира, по данным ЮНЕСКО, их уже больше, чем мужчин.
Между тем, проявление стремления к знаниям всегда приветствовалось
в подлинно исламском обществе. Шариат не устанавливает разницы между
мужчиной и женщиной в этой области. Пророк (мир ему и благословение)
говорил: «Стремление к знаниям – это обязанность каждого мусульманина
(как мужчины, так и женщины)» (Бухари).
В этой связи на Международном конгрессе «Ученые-мусульманки за
лучшее будущее» в 2000 в Марокко было подчеркнуто, что «...целостное
следование принципам Ислама и совершенствование знаний в области науки
может быть достигнуто независимо от пола».
Поэтому учёные-мусульманки сегодня становятся лидерами в своей
области знания, завоёвывают награды, получают патенты и вносят большой
вклад в познание мира. Пока этих женщин не замечают, но рано или поздно
они сами широко заявят о себе.
Уже сегодня даже Соединенные Штаты отстают от шести мусульманских
стран по проценту женщин, защитивших дипломы по научным специальностям.
Среди них – Бахрейн, Бруней, Кыргызстан, Ливан, Катар и Турция.
Марокко же опережает США по проценту женщин среди выпускников-инженеров.
Ниже приводятся данные, показывающие процент женщин среди
выпускников высших учебных заведений, готовящих ученых и инженеров (по
состоянию на 2002/2003 год). Они взяты из доклада Института статистики
ЮНЕСКО.
Доля женщин среди выпускников-ученых (в процентах):
Бахрейн – 74
Бангладеш – 24
Бруней – 49
Киргизстан – 64
Ливан – 47
Катар – 71
Турция – 44
Для сравнения:
США – 43
Япония 25
Доля женщин среди выпускников-инженеров (в процентах)
Эритрея – 4
Марокко – 25
Для сравнения:
США – 19
Япония – 13
Одна из ученых-мусульманок Рехаб Иман, имеющая степень бакалавра в
области архитектурного инжиниринга, а также степень магистра в области
Шариата, утверждает, что именно исламские ценности дали ей
побудительный мотив к достижениям в научной сфере. Причем те
мужчины-мусульмане, которые находились рядом с Рехаб, не только не
отговаривали её от обучения, но и поощряли в стремлении к знаниям.
«Моими лекторами были мужчины, моими помощниками были мужчины, моими
спонсорами были мужчины. Все они верили в мой талант», – рассказывает
Рехаб.
Если же мы обратимся к истории, то обнаружим, что мусульманки
получили доступ к занятиям наукой гораздо раньше, чем женщины на
Западе. Поэтому неудивительно, что в ряде стран их процент среди
выпускников учебных заведений столь высок.
Однако, к сожалению, надо признать, что женщины в мусульманских
странах сегодня всё ещё часто сталкиваются со сложностями на пути к
образованию, которые, впрочем, не отличаются от тех препятствий, которые
стоят перед представителями и представительницами других конфессий. В
первую очередь, это бедность, политическая нестабильность, авторитаризм
и зависимость от иностранных держав.
Но, несмотря ни на что, сегодня в Тунисе – стране, 98% населения
которой – мусульмане, – число женщин среди учащихся высших учебных
заведений на 5% превышает число мужчин. В Малайзии женщины составляют
55% учащихся ВУЗов, в Ливане – 54%, в Иордании и Ливии – 51%. Бахрейн
намного перегнал США по доле женщин среди лиц, получающих высшее
образование.
Благодаря развитию образования, многие мусульманки смогли стать известными учеными. Вот некоторые из них:
Профессор Самира Ибрахим Ислам
Профессор Ислам была признана ЮНЕСКО Ученым года в 2000 году. Она
внесла весомый вклад в развитие наркологии. Эта женщина занимает
несколько ведущих академических постов у себя на родине – Саудовской
Аравии, а также работает во Всемирной организации здравоохранения.
Профессор Ислам сыграла ключевую роль в построении инфраструктуры
Саудовской академии наук. Начиная с 70-х годов она поддерживает
соотечественниц, желающих получить высшее образование.
Самира Шах
Недавно во время Международной конференции по машинному обучению в
Канаде Самира Шах представила новый алгоритм обучения при помощи
компьютера, разработанный ею в научно-исследовательском институте Дели. В
настоящее время она защищает докторскую диссертацию, а ее проект –
«Глобальный оптимизатор» – ожидает получения патента.
Профессор доктор Бина Шахин Сиддики
Доктор Сиддики внесла существенный вклад в медицину и сельское
хозяйство, изучая местные растительные материалы. Она получила несколько
патентов за разработку антиканцерогенных пестицидов и написала более
250 научных статей. Бина Шахин Сиддики защитила кандидатскую и
докторскую степени в Университете Карачи (Пакистан). Она также получила
несколько престижных международных наград.
История также свидетельствует о том, что на протяжении всего
существования исламского общества женщины вносили свой вклад в
сокровищницу его знаний. Мусульманки лечили больных одного с ними пола,
как это предписано Шариатом, наряду со своими коллегами-мужчинами на
протяжении столетий. Более того, они писали научные труды в области
медицины.
Известна также создательница астрономической лаборатории «Иджлия» и
другие женщины-учёные, которые были почетными лицами в своих странах.
Иши Нили, например, прославилась достижениями в области фармакологии.
Среди мусульманок были и знаменитые поэтессы и писательницы: ‘Улая бинт
аль-Махди, Аиша бинт Ахмад Кадим, Валлада бинт Халифа, врачи: Зайнаб,
офтальмолог, и Умул Хасан бинт Абу Джафар. Более того, даже такие
величайшие учёные Ислама, как Имам Шафи‘и, аль-Бухари, Ибн Халкан и Ибн
Хаббан приобретали некоторые знания у женщин.
www.iviews.com
|