Поистине, Мы даровали тебе Аль-Каусар, Так помолись Господу своему и заколи жертву, Поистине, завистник твой, он – куцый (абтар) (Священный Коран, сура «Аль-Каусар»)
Сура
«Аль-Каусар», названная по имени благодатного райского источника, по
мнению шиитских комментаторов, опирающихся на достоверные предания от
Пророка (С) и непорочных имамов (А), приравнивается по своему значению к
одной трети Священного Корана, несмотря на то, что является одной из
самых коротких сур. Не только шиитские, но и суннитские комментаторы,
опирающиеся на достоверную Сунну, также единодушны в признании причины
ниспослания данной суры Посланнику Аллаха (С) по поводу рождения его
дочери Фатимы (А), которой впоследствии будет суждено заслужить
прозвание «Блистательная» (Аз-Захра) и сыграть в истории Ислама роль,
которую трудно переоценить.
День
рождения ее светлости Фатимы Аз-Захры (А) отмечается во многих общинах в
качестве женского праздника, и по этому поводу хотелось бы отметить
некоторые существенные факты, касающиеся роли женщины в мусульманском
сообществе. Многие религии мира почитают женщин-святых как подвижниц,
учителей, мучениц – и мусульманская джафаритская школа не исключение в
этом списке, поскольку в личности Святой Фатимы (А) воплотились все
перечисленные достоинства. Однако, существенным отличием джафаритской
школы служит почитание не только личностных качеств и благородных черт
характера, но и самой женской природы. Понятие о священной
женственности, бывшее на Западе под запретом долгие века господства
инквизиции и мракобесия, вполне органично вписывается в шиитскую
доктрину.
Даже
в наше время выход в свет исследования, озаглавленного «Святая кровь и
святой Грааль», был в состоянии шокировать западный мир своей смелой
гипотезой о наличии у Иисуса Христа прямого потомства от Марии
Магдалины. И, хотя еще с раннего средневековья на принадлежность к роду
Мессии претендовала династия Меровингов, подлинная подоплека их
притязаний на власть хранилась в строжайшей тайне, которая, будь она
обнаружена, послужила бы поводом уже не к церковному скандалу, а к
прямому обвинению в ереси и наложению анафемы.
Мы,
шииты, не утверждаем, что мы абсолютно согласны с историчностью данного
исследования. Для нас в нем важно другое: признание личности (в данном
примере – Иисуса Христа, великого пророка Хазрата Исы (А)) в качестве
непорочной не связано напрямую с отсутствием в его жизни женского
начала, поскольку в Исламе отсутствуют понятия монашества и первородного
греха. Именно в силу этого факта то, что в мире христиан, считающих
себя последователями Хазрата Исы (А), хранилось как страшная тайна,
разоблачение которой грозило катастрофой и потрясением основ церковных
догматов, в мире шиитского Ислама является естественным и почитаемым:
прямое потомство Святого Пророка Ислама (С) образовало цепочку
непорочных имамов, которым Всевышним Аллахом и было передано духовное
руководство общиной, вместе со знанием Сокровенного и толкованием
многочисленных смыслов Откровения Священного Корана. Характерно, что
именно в Исламе прямое потомство Пророка (С) исчисляется по женской
линии, от брака его (С) дочери Фатимы Аз-Захры (А) и двоюродного брата
Пророка (С) – имама Али (А). Таким образом, священный союз двух
непорочных – Хазрата Али (А) и Фатимы Аз-Захры (А) послужил началом рода
имамов, без которых немыслим шиизм с его эсхатологией, ожиданием
явления Махди (А), которому предстоит наполнить мир добром и
справедливостью.
Почитая
непорочную Деву Марию, все мусульмане преклоняются перед ее святостью
женщины-матери, давшей жизнь Пророку Иисусу (Исе), да будет с ним мир.
Почитая благословенную Фатиму Аз-Захру, более того – вводя ее в круг
Четырнадцати Непорочных (маасумов), наряду с двенадцатью шиитскими
имамами и Святым Пророком Ислама (да пребудут с ними мир и благословение
Всевышнего Аллаха), мусульмане джафаритской школы почитают союз Мужчины
и Женщины – как священный и равноправный. Фатима Аз-Захра (А) была для
имама Али (А) не только женой, но и верным сподвижником, хранителем
величайшего тафсира (комментария) Священного Корана, превышающего по
объему оригинальный текст Откровения в десять тысяч раз, именуемого в
шиитских преданиях как Свиток Фатимы, который будет явлен ожидаемым
двенадцатым имамом Махди в конце времен.
Обращаясь
к преданиям, гласящим, что весь мир был сотворен ради Фатимы Аз-Захры
(А), мы не должны понимать их текст в вульгарном буквалистическом
аспекте – ведь мы не проводим различия по степени праведности и святости
между Непорочными, равно как не делаем различий между пророками,
согласно явленному в Священном Коране. С другой стороны, именно женское
начало выступает символом единения и созидания, противостоящих процессам
разрушения и разобщения. Не случайно, обратившись к классической
мусульманской мистической поэзии Хафиза, Саади, Руми или Хайяма, мы
сталкиваемся с древней символической традицией, отображающей в образе
любви мужчины к женщине любовь человека к своему Создателю. Данный образ
нельзя считать простой аллегорией хотя бы потому, что, хотя у любви
есть различные степени и формы проявления, ее природа всегда одна и она –
священна. Поэтому в непорочном союзе имама Али (А) и Блистательной
Фатимы (А) любовь к Богу-Создателю, Его Пророку (С) – ее отцу, его имаму
и духовному наследнику – ее супругу, нашла в ее святой личности свое
высшее воплощение, и именно эта высшая точка совершенства служит
пределом достижения человеческой духовности – ради чего, собственно, мы,
как человечество, и были приведены Создателем в этот мир.
Поэтому
день рождения Фатимы Аз-Захры (А), несомненно, - одна из величайших
шиитских памятных дат, и, поздравляя всех шиитов – братьев и сестер – с
этим светлым днем, хочется от всей души пожелать им счастья,
благополучия, процветания, любви – мир и благословение Всевышнего Аллаха
да пребудут со всеми вами!
Категория: В мире |
Просмотров: 554 |
Добавил: Musa
| Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]