Динара Садретдинова — единственная ведущая на российском телевидении, которая выходит в эфир в хиджабе
Причем делает это совершенно искренне: хиджаб Динара уже давно носит и в жизни. Наверное,
оттого, что все в ее жизни всерьез, ей так верят зрители программы
«Мусульмане», которым она рассказывает об исламской культуре. По крайней
мере писем Динара получает достаточно. «МК-Бульвар» встретился с
необычной ведущей.
— Динара, вы, пожалуй, самая необычная ведущая на нашем ТВ. Как себя в этом качестве ощущаете?
— Моя уникальность заключается только в моем внешнем виде.
(Улыбается. ) Но я благодарна телеканалу, который дал мне возможность в
хиджабе вести программу об исламской культуре, традициях, обычаях
народов, исповедующих ислам. Для меня это дорогого стоит, потому что я
не надеваю его специально для съемок. Я — соблюдающая мусульманка, и
хиджаб — одна из составляющих моего образа жизни. Ни в каком другом виде
я не смогла бы работать в кадре.
— Исламом вы начали интересоваться раньше, чем появилось телевидение в вашей жизни?
— До программы "Мусульмане” я уже вела религиозную передачу на
спутниковом телеканале. Я была обычной девчонкой, только что закончившей
ГИТИС. Ходила в коротких юбках и на съемках первой программы сидела за
столом в хиджабе, а из-под стола у меня торчали коленки. Когда в
перерыве потом вышла в коридор и увидела себя в зеркале в таком виде
(хиджабе до колен), мне стало не по себе. Поняла, что зрителей
обманывать нельзя. На тот момент я уже старалась соблюдать предписания
религии: молилась, постилась… Но полностью одеться по шариату не хватало
духу. И вот Всевышний ниспослал мне такую возможность.
— То есть вы пришли к этому постепенно?
— Да, все было органично. Прежде чем начала молиться, я утвердила для
себя какие-то вещи, без которых молитва не состоялась бы. Шла от
логических рассуждений: сначала почувствовала потребность молиться, а
потом уже начала это делать. А когда полностью утвердилась в вере, то
начала соблюдать и все остальное.
— Ваши родители поначалу были против…
— В основном вся тяжесть реакции не только родителей, но и окружающих
людей легла на плечи моей сестры Наили — она пришла к исламу первой в
нашей семье. Это были 90-е годы, когда религия, можно сказать, только
возрождалась. У татар ислам сохранился на уровне национальных традиций:
собирались родственники, читали Коран, вспоминали умерших. Благодаря
бабушкам и дедушкам мы, так или иначе, сталкивались с религией. Мои
родители искренне верующие люди, но они, как и я, в то время
не понимали необходимость соблюдения религиозных предписаний. Мама с
папой переживали, что сестра, надев хиджаб, не сможет выйти замуж. А
наши соседки-татарки спрашивали: "Нелечка, что ж ты в платочке? У тебя
что, ушки болят?” После этого она всем так и отвечала: "Ушки болят”.
(Смеется. ) Я надела платок уже после Наили и поэтому такой тяжести не
ощущала. Да, родители были удивлены, не ожидали, что я это сделаю,
окончив ГИТИС. А на улице часто слышала вслед, мол, "белое братство”,
"сектантка”. Никто не идентифицировал тогда хиджаб с исламом.
— Вам приходится сталкиваться с негативным отношением на улицах?
— Гораздо чаще ко мне подходят православные женщины и просят
показать, из скольких частей состоит хиджаб, как правильно завязывается.
Говорят, мне очень идет. А негатив я стараюсь не замечать, что и другим
советую. Кстати, через год после окончания ГИТИСа, когда мы встречались
с однокурсниками, предвидя вопросы, я придумала объяснение, почему я в
платке. Сказала, что подписала контракт с муфтием и теперь должна быть в
таком виде не только на экране. (Тогда я уже работала ведущей в
программе "Мир ислама” и выходила в эфир в хиджабе. ) Думаю: зачем буду
всем душу раскрывать, что делаю это по своим убеждениям? Все равно не
поймут. Еще я думала, что хорошо бы поскорее выйти замуж за соблюдающего
мусульманина и тогда точно никому ничего объяснять не придется. А потом
поняла, что не нужно прятаться за выдумки. Близкие люди все равно
понимают, что ты осталась той же Динарой Садретдиновой, и примут тебя
такой, какая ты есть. По большому счету ничего не изменилось.
— Но замуж за мусульманина вы все-таки вышли.
— Да, слава Богу. Мурад — алжирец, уже несколько лет работает пиар-директором фестиваля мусульманского кино
в Казани. Владеет несколькими языками — французским, арабским,
английским, русским. Познакомились мы, когда я еще училась на пятом
курсе института. Я поехала в женский исламский лагерь, чтобы научиться
молиться, а он сопровождал в поездке руководителя отдела культуры
посольства Саудовской Аравии в качестве переводчика. Я когда Мурада
увидела, он мне очень понравился — сразу сердце екнуло. Почувствовала,
что это мой человек, но даже не возникло мысли с ним познакомиться. А в
следующий раз увидела его среди друзей и подумала: это уже от Аллаха. Он
мне очень помог как раз в то время, когда я приходила к исламу.
Особенно сложно было, когда моя сестра, благодаря которой у нас в доме
изменилось отношение к религии, уехала в Иран. Мурад меня тогда очень
поддерживал.
— Динара, ношение хиджаба ведь только внешний атрибут. Расскажите, какие еще ограничения накладывает на вас религия?
— Нет никаких запретов. Я не знаю, почему все пытаются увидеть
мусульманку бедной, несчастной, закрепощенной. А если говорить о
головном уборе, то такая традиция ведь раньше существовала и на Руси.
Если замужняя женщина выходила на улицу с непокрытой головой, о ней
говорили: "Опростоволосилась”. Просто со временем это исчезло. Для
мусульманских женщин с приходом ислама, наоборот, открылись перспективы:
они стали обладать возможностью наследовать имущество, участвовать в
выборах, к ним стали относиться с уважением. Если европейские женщины
отстаивали свои права в горячих дебатах и спорах, зачастую выходя на
манифестации, то мусульманским женщинам эти права даровал Всевышний. О
каких запретах можно говорить, если мусульманка имеет право работать и
учиться? Правда, она обязана это делать с позволения мужа. Но, когда в
семье существует взаимопонимание, всегда можно договориться. И моя
собственная жизнь, мне кажется, разрушает все эти стереотипы.
— Как-то вы говорили, что не сможете играть в театре, потому
что это не соответствует вашим религиозным убеждениям. А если бы вам
предложили роль по душе — согласились бы?
— Которая соответствовала бы религиозной этике? Безусловно. Но это и
не запрещается. Иранский кинематограф знаменит не только прекрасными
режиссерами, актерами и операторами, но и тем, что актрисы там играют в
хиджабах. И очень достойные роли. А в Иордании, например, существует
исламский театр, который известен своей религиозной направленностью. В
Египте ставятся спектакли и экранизируются сцены из жизни пророков и
посланников Всевышнего. В Турции это тоже есть. Я думаю, что сыграть там
для меня вполне реально, осталось только выучить язык.
— Может, когда-то такой проект появится и у нас?
— Очень надеюсь, что это произойдет, даст Бог. Я даже задумывалась о
том, не снять ли мне что-нибудь самой? Не так давно я закончила
режиссерские курсы в ИПК работников телевидения и радиовещания и думала
поступать на Высшие режиссерские курсы.
— Что присутствует в вашей жизни помимо работы?
— Прежде всего это моя семья, близкие — родители, муж, дочь, сестра,
тетя, дядя, племянники. Мои друзья. Я со всеми общаюсь, ни для кого не
закрыта. Если мы с кем-то давно не виделись, с удовольствием
переписываемся в социальных сетях. А с однокурсниками мы иногда даже
делаем совместные проекты. Например, я
записывала аудиокнигу "Мусульманка” и пригласила вместе со мною в паре
читать Алексея Россошанского, своего однокурсника, который на данный
момент является голосом московского метро. Он зачитывал цитаты из
Корана.
— Сколько лет вашей дочери?
— Дочке 8 лет, она практически ровесница программы "Мусульмане”. Ее
зовут Ясмин. Свое свободное время я посвящаю в основном ей. Мы ездим на
разные занятия — она занимается вокалом в музыкальной школе,
национальным татарским танцем, ходит в студию живописи. До этого три
года занималась художественной гимнастикой, у нее уже был первый
юношеский разряд.
— Вы приобщаете ее к религии?
— Дети всегда будут подражать родителям. Она видит, какие мы в жизни:
как относимся к родителям, как общаемся с людьми, каковы наши
предпочтения, к чему стремимся. Мы стараемся вместе молиться. Думаю, это
открывает для нее картину исламского отношения к жизни.
— У вас дома часто бывают гости?
— Гости у нас бывают нечасто, поскольку нас самих практически не
бывает дома. (Смеется. ) Но вот недавно приехала моя сестра Наиля.
Четыре года назад всей семьей они из Москвы уехали жить в Башкирию. Сына
отдали в башкирскую школу, дочку в детский садик, дети изучают
башкирский язык. Их семья живет на природе, в деревянном доме без
телефона, газа и водопровода. Воду берут из горной речки. Живут в
спартанских условиях и очень рады тому, что уехали из города.
— А у вас не возникает желания уехать жить в мусульманскую страну?
— Я родилась в Москве и люблю свой город, свою страну. Но по
возможности с удовольствием путешествую. По работе я бываю в
командировках в мусульманских регионах России и за рубежом: в Малайзии,
Катаре, Иране. Но возвращаюсь всегда домой. Есть пословица: где родился —
там и пригодился.
— Есть ли в Москве проблема с покупкой мусульманской одежды?
— Абсолютно никакой. Мусульманской одеждой может считаться любая
свободная, длинная, непросвечивающаяся одежда. Такую можно найти как в
обычных магазинах, так и в специализированных. И ее с большой охотой
покупают даже не мусульманки. Многим женщинам нравятся свободные платья
или туники с брюками.
— То есть, несмотря на то что вы надели платок, вы не перестали быть женщиной?
— Я больше стала женщиной! (Смеется. ) Стала сознавать это гораздо
острее. Часто говорят: "Ну как же, на вас ведь обращают пристальное
внимание!” Но на меня и без платка обращали внимание. А будучи в платке,
я исполняю волю Всевышнего, чувствую себя защищенной. Могу сохранить
то, что есть во мне, и оградиться от попыток ворваться в мой внутренний
мир извне.
Источник: МК
|