Можно ли сказать, что по мнению Корана человек является несправедливым и
невежественным существом? Или же он по праву называется наместником
Аллаха? Листая страницы
Священного Корана, мы непременно обнаружим, что в отношении человека в
небесной книге имеются две группы аятов. Первая группа аятов всячески
прославляет высокое положение человека, отзывается о нем как о венце
творения и славит его непревзойденные качества. Таких аятов в Коране
множество, поэтому в качестве примера приведем несколько из них:
«Мы
почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы
наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими
другими тварями». (Сура «Перенес ночью», аят 70)
«Вот
твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они
сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять
нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и
освящаем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете». (Сура «Корова», аят 30)
«Мы
предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они
отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее». «Сура «Сонмы», аят 72)
Вторая
группа аятов Корана в противовес первой группе осуждает и порицает
человека, отзываясь о нем как о непокорном, неблагодарном,
несправедливом и невежественном существе:
«Если Мы одаряем человека благами, он отворачивается и превозносится». (Сура «Разъяснены», аят 51)
«Если
бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на
земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он
ведает о Своих рабах и видит их». (Сура «Совет», аят 27)
«Он
даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости
Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и
неблагодарен». (Сура «Ибрагим», аят 34)
«Воистину, он (человек) является несправедливым и невежественным». (Сура «Сонмы», аят 72)
«Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается!» (Сура «Йа Син», аят 77)
«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки». (Сура «Предвечернее время», аяты 1-2)
Ознакомившись
с двумя приведенными выше группами аятов, невольно напрашивается
вопрос: Как их понимать? Почему одни аяты противоречат другим? Почему в
одних из них человек прославляется, а в других наоборот подвергается
порицанию?
Для
ответа на этот вопрос лучше всего обратиться к самому Корану, ибо одни
его аяты являются разъяснением других аятов. Одни аяты делают понятным и
доступным смысл других аятов. Откроем суру «Ясное знамение», в которой
сказано: «Воистину,
неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне геенны и
пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей. Воистину, те,
которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из
тварей. Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут
реки. Они пребудут в них вечно». (Сура «Ясное знамение», аяты 5-7)
В
этих аятах, следующих друг за другом в одной суре, человек называется и
худшим творением, и лучшим творением. Эти аяты свидетельствуют, что
человеку свойственны взлеты и падения, всю свою жизнь он проводит в
нескончаемом движении между ними. Человек может достичь высочайших
вершин веры, морали и духовного совершенства, тогда он будет относиться к
числу лучших творений Аллаха. Но также он может впасть в глубочайшую
пропасть неверия, порока и греха, после чего он станет наихудшим из
божьих созданий.
В хадисе от Имама Али (а) сказано: «Всевышний
Аллах создал свои творения в трех видах – ангелы, животные и люди.
Ангелы обладают разумом, но им не присущи страсти и гнев. Животным
присущи страсти и гнев, но они не обладают разумом. Человек же обладает и
тем, и другим. Если его разум возьмет верх над страстями, то он будет
лучше ангелов. А если его страсти одолеют разум, то он станет хуже
животных». (Нур ас-сакалейн, т.3, стр.188) Из этих слов
повелителя правоверных можно сделать вывод, что человек состоит из двух
составляющих – духовного (ангельского) начала и животного. Его помыслы и
желания также делятся на два вида – духовные помыслы и животные
желания. В отличие от других живых существ человек наделен
самоопределением и свободой выбора. Он сам по собственной воле выбирает
свой путь в жизни, никто не принуждает его и не заставляет. Поэтому он,
используя этот дар Аллаха, может выбрать путь веры, праведности и
благочестия, пройдя по которому сможет достичь небывалых высот
совершенства и духовности. И в его власти пойти по другому пути – пути
неверия, неблагодарности, упрямства и пороков. Но этот путь ведет во
мрак, заблуждение и унижение. Коран говорит о тех, кто избрал его: «У
них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши,
которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более
заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами». (Сура «Преграды», аят 179)
Таким
образом, аяты Священного Корана приоткрывают для нас завесу реальности,
которая гласит, что все люди в начале своего пути наделены равными
возможностями, качествами и особенностями. Каждый из них обладает
способностью возвыситься духовно или пасть морально. Права называться
наместником Аллаха заслуживают те люди, которые покорились Аллаху и
вследствие этого были наставлены Им на истинный путь. Они поднялись по
ступеням нравственного и духовного совершенствования, побороли свои
страсти, они держат под контролем все свои желания. Такие люди
превосходят ангелов и всех остальных существ. А если человек не
использует дарованные ему Аллахом возможности во благо себе, то этим
обречет себя на вечное мучительное наказание. Он будет порицаем в
ближней жизни и осуждаем в мире загробном. И виноват в этом только он
сам.
Категория: В мире |
Просмотров: 708 |
Добавил: Musa
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]