Азербайджанское общество обсуждает
недавнюю попытку депутатов внести в «Закон об образовании» запрет на
хиджаб. От мусульманок, учащихся в школах и вузах, требуют отказаться
покрывать голову платком. Новая редакция этого закона еще не принята.
Ожидается, что сразу после зимних каникул депутаты Милли Меджлиса вернутся к рассмотрению этого законопроекта.
Сторонники необходимости запрета на ношение хиджаба в ВУЗах
Азербайджана убеждены, что тем самым светский характер нашего
государства и путь в «мировую цивилизацию» будут подтверждены
«полностью и окончательно». Но, как известно, основополагающим
принципом цивилизованного общества, прежде всего, является соблюдение
свобод человека. И в этом направлении запретительные лозунги в
отношении покрытия головы не выглядят соответствующими праву.
Согласно своему уставу, ООН содействует «всеобщему уважению и
соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы,
пола, языка и религии». Всеобщая декларация прав человека, в свою
очередь, констатирует право каждого человека «на свободу мысли, совести
и религии; это право включает свободу... исповедовать свою религию или
убеждения... в учении, богослужении и выполнении религиозных и
ритуальных обрядов». Естественно, что права и свободы граждан не
являются основанием для нарушения ими законодательств стран, но и в
этом случае, как гласит Европейская Конвенция о защите данных
завоеваний, «свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит
лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в
демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для
охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для
защиты прав и свобод других лиц». Говоря другими словами,
государство для обеспечения защиты общества ставит задачу изолирования
преступника вне зависимости от его религиозных убеждений. Т. е. при
наличии состава преступления в деятельности лиц, какими бы воззрениями
они не прикрывались. Отражен этот аспект и в Конвенции СНГ о
правах и свободах личности: «Право на свободу мысли, совести и
вероисповедания... включает свободу... исповедовать свою религию и
убеждения... следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды...
Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям,
предусмотренным законом и необходимым в демократическом обществе в
интересах государственной и общественной безопасности… или для защиты
прав и свобод других лиц». К слову, в 2004 г. Европейская
арабская лига осудила возможные запреты на ношение хиджаба в Бельгии,
сославшись именно на Всеобщую декларацию прав человека. При этом было
заявлено, что «хиджабы не представляют собой религиозный символ, а лишь
являются частью религиозной практики». Ну хорошо, ладно с мировыми
организациями. Нередко ведь слышны лозунги, что независимость
гарантирует возможность следования документам международных структур не
во всем. Прекрасно. Ну тогда же нужно соблюдать собственные
правовые нормы: «Не допускается какое-либо препятствование установлению
каждым лицом своего отношения к религии... отправлении религиозных
обрядов и ритуалов... Осуществление свободы вероисповедания может быть
ограничено только по соображениям государственной и общественной
безопасности и в случаях необходимости защиты прав и свобод согласно
международным обязательствам АР» (Закон АР «О свободе
вероисповедания»). Знакомые слова, не правда ли? Так ведь
составлен этот документ на основе международных правовых норм. Да и
согласно Трудовому кодексу страны, «в трудовых отношениях категорически
запрещается допущение какой-либо дискриминации среди работников по
признакам... религии». Даже проигнорировав этот закон, куда
забросить Конституцию независимого Азербайджана: «Запрещается
ограничивать в правах и свободах человека и гражданина, исходя... из
религиозной... принадлежности... Каждый обладает свободой совести...
выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к
религии. Выполнение религиозных обрядов свободно, если не нарушает
общественный порядок и не противоречит общественной нравственности.
Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают
правонарушения... Никто ни при каких обстоятельствах не может...
преследоваться за них». Это Конституция наша - высший закон. А
рядом и Указ Президента «О мерах в области обеспечения прав и свобод
человека и гражданина» со ссылкой именно на основной закон: «В
Конституции защита прав и свобод каждого человека, независимо от его...
вероисповедания... определена в качестве главной задачи
законодательных, исполнительных и судебных органов». Таким
образом, с запретительными лозунгами в отношении хиджаба с
«международно-независимой» точки зрения, как представляется, все ясно.
Но именно в ракурсе этой «ясности» просматривается идеологический
аспект в плане запрета на ношение хиджаба в ВУЗах. Не вдаваясь в
теологические тонкости, можно отметить вероятность того, что
сторонникам данного решения запрет представляется борьбой с «внешним»
проявлением веры. Однако сами-то верующие на основе Корана по-другому
могут воспринимать аспект покрытия головы. Следовательно, данный запрет
принимает формы борьбы с убеждениями. Но религия ведь не
идеология, как бы кто ни пытался доказывать это. Для многих верующих
Ислам - образ жизни. Да, кто-то верит в Бога, не надевая хиджаба;
кто-то считает себя истинным мусульманином, совершая намаз не 5 раз в
день, а один. Но ведь отрегулировать такого рода вопросы светскому
государству просто-напросто невозможно, т. к. никто не наделен
«духовной» властью, кроме Всевышнего. Поэтому попытки
искусственного приравнивания религиозных воззрений к идеологии в
действительности оказывают медвежью услугу государству. Тем более, что
немало лиц с демократическими убеждениями, пусть и атеистов, не смогут
принять такое нововведение – наоборот, это вызовет протест, хоть и
особо не афишируемый. Вместе с тем, нельзя забывать и того, что
запреты «идеологического плана» ни при каком строе еще не приводили к
положительному результату для властей. Запрет выезда в т.н. капстраны в
период СССР свыше одного раза в год только делал желательнее попадание
туда (нередко с последующим невозвращением). Табу на получение
альтернативных новостей во время «застоя» вынуждал людей прислушиваться
через всевозможный треск к «вражеским» радиоголосам. Нахождение под
цензурой книги талантливейшего Олжаса Сулейменова «Аз и я», крест на
проведении публичных концертов Владимира Высоцкого или «Машины времени»
только способствовали популяризации этих лиц. Так к чему может
привести запрет на покрытие головы? Тем более, что хиджаб - это не
мужской «религиозный образ», и здесь уж менталитет может не позволить
насильно «разоблачать» девушку (по принципу «доведения» бородатого
верующего в парикмахерский салон). Не исключено, правда, что
некоторые лица предложат «пакетный вариант» решения вопроса, опираясь
на таджикский опыт. Как отмечалось на интернетовских сайтах, в
соответствии с инструкцией Минобразования Таджикистана, в учебных
заведениях страны девушкам запрещено появляться не только в хиджабе, но
также в мини-юбках и ювелирных украшениях. Правда, в случае такой
«уравниловки» в новый «Закон об образовании» целесообразно внести пункт
об открытии для ВУЗов штата оценщика ювелирных изделий, обязав его
предоставлять ежедневную экспертную оценку на предмет определения:
подделка или бриллиант чистой воды на девушке. Контурно
вырисовывается и политический аспект происходящего. Еще в 1998 г.(!) на
бакинском международном симпозиуме «Исламская цивилизация на Кавказе»
Гейдар Алиев говорил, что «распространение и развитие Ислама на Кавказе
начинается с Азербайджана. Ислам принес народам Кавказа счастье,
развитие, человеческие ценности... Эти ценности, исходящие из нашей
священной книги - Корана, составили основу национально-духовных
ценностей кавказских народов. Мусульманские религиозно-моральные нормы
вместе с созданными издревле и развившимися моральными ценностями
народов Кавказа составили высокие национально-духовные ценности народов
региона. Мы также гордимся своей принадлежностью к исламской религии,
исламской культуре». Так может вышеотмеченная «кампания по
запрету» имеет не «религиозный» ракурс? Нет ли заинтересованных в
разжигании противостояния в азербайджанском обществе? Автор: Теймур Атаев, политолог (Азербайджан) Источник: Ислам.Ру
|